Сила слова
Почему порой так сложно добиться от ребёнка правильных поступков? Даже от маленького. Почему взрослые хотят от него одного, а он делает совершенно другое? Кто виноват, непослушный малыш или взрослый, не умеющий найти нужные слова для общения?
Грамотно формулируя задачу, родители помогают ребёнку совершать правильные поступки. С помощью слова в голове малыша создаётся конкретный зрительный образ, который тот и берёт за основу.
Поступки, это конкретные, действенные проявления того, о чём мы думаем и что чувствуем. Слова же, это их звуковое выражение. Мозг человека устроен так, что конкретный образ он формирует из последних прозвучавших в просьбе слов. И, опираясь именно на эту картинку, ребёнок начинает действовать.
Слова пробуждают образы. А образы намного действеннее слов. И если установки взрослого недостаточно точны, в голове ребёнка начинается путаница.
Часто случается ситуация, когда мама просит сына отнести что-то в другую комнату. Мальчик берёт предмет и бежит. Мама кричит вслед: «Не беги!». Ребёнок останавливается, а через секунду снова продолжает движение. Мама: «Я же просила, не беги!». Мальчик, не понимая, что делать, останавливается, задумывается на пару секунд, но, вспомнив о поручении, снова бежит… Мама недоумевает: «Когда он будет вести себя спокойно?».
В чём же проблема и так ли уж она сложна? Отнюдь. Секрет решения достаточно прост. Высказывая какие-либо просьбы ребёнку, следует говорить о том, что он должен делать, а не о том, чего делать не стоит. Если бы мама сказала ребёнку «Иди», а лучше «Миша, пожалуйста, иди», скорее всего, всё было бы так, как хотелось маме. Плюс фраза, начинающаяся с имени человека, обеспечивает ещё большее его внимание к просьбе.
Правильно выбранные фразы при общении с детьми имеют очень важное значение. Они формируют определённую реакцию. Например, фраза «Не кричи» даёт ребёнку понять, чего делать нельзя, но при этом никак не объясняет, каким поведением он может это заменить. Просьба «Говори тише, пожалуйста» конкретная и вежливая, создающая в голове ребёнка необходимый зрительный образ.
Дети поступают вопреки указаниям взрослых не потому, что хотят вступить с ними в конфликт. Причина проще. Они не получают правильных поведенческих инструкций. Что слышат — то и делают.
В раннем возрасте ребёнку необходима уточняющая информация так как, не имея ещё собственного опыта, свои действия он основывает именно на ней.